Электронная контрольная лента защищенная.
"Большой брат" смотрит за тобой
Федеральное агентство правительственной
связи и информации
при Президенте РФ (ФАПСИ)
11
марта 2003 года В.В. Путин подписал указ, согласно которому упразднил ФАПСИ,
создав на базе Агентства Службу специальной связи и информации при Федеральной
службе охраны Российской Федерации (Спецсвязь России).
Как и ее знаменитый американский аналог Агентство национальной
безопасности (АНБ), ФАПСИ – это крайне закрытая спецслужба, действующая в
области радиоэлектронной разведки. Сотрудники этого ведомства на публике говоряттолько
об одной стороне деятельности Агентства – защите информации, и всегда тщательно
обходят тему своей разведывательной деятельности. Между тем, ФАПСИ – это,
наверное, самая боеспособная российская спецслужба. В отличие от ФСБ она не
подвергалась постоянным перестройкам и реорганизациям. Кроме того, мало кто
представляет, что численность сотрудников ФАПСИ намного превышает число как
фээсбэшников, так и сотрудников СВР. Ведь в органах правительственной связи
и информации есть даже свои войска. Не стоит забывать и о том, что сейчас
во всем мире агентурная разведка уходит на второй план, уступая технической,
и прежде всего - радиошпионажу. А ведь это – основная специализация ФАПСИ,
владеющей своими спутниками, зарубежными центрами радиоперехвата по всему
миру и т.п.
ФАПСИ – это федеральный орган исполнительной власти, подведомственный непосредственно
Президенту РФ. Федеральные органы правительственной связи и информации являются
составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и входят
в систему органов федеральной исполнительной власти.
Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной
связи и информации согласно закону являются:
- организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования
правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной
информации для государственных органов;
- обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов;
- организация и обеспечение криптографической и инженерно - технической безопасности
шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;
- организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной,
засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных
средств и методов;
- обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации,
центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности
Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной
информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по
поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время
и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения,
информация социально – экономического мониторинга), необходимой им для принятия
решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных
отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.
Структура ФАПСИ
Структура
ФАПСИ строго засекречена, поэтому вся представленная информация, представленная
здесь, взята из разрозненных открытых источников. Многие эксперты считают,
что структура ФАПСИ полностью копирует структуру Американской спецслужбы АНБ
(Агентства национальной безопасности), выполняющей идентичные задачи
В составе ФАПСИ существуют:
* Главное научно-техническое управление (ГНТУ)
* Главное управление правительственной связи (ГУПС)
* Главное управление безопасности связи (ГУБС)
* Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи (ГУРРСС)- внешняя
радиоэлетронная разведка
* Главное управление информационных систем (ГУИС)
* Управление внешних связей
По закону «Об органах правительственной связи и информации» система органов
правительственной связи и информации включает в себя:
- Федеральное агентство
- Органы правительственной связи и информации в субъектах РФ (центры правительственной
связи, информационно - аналитические органы) в субъектах Российской Федерации;
- войска;
- учебные заведения,
- научно - исследовательские организации,
- предприятия (едва ли не главным предприятием ФАПСИ в области создания средств
защиты информации является МО ПНИЭИ)
При Федеральном агентстве действует Академия криптографии Российской Федерации.
Войска правительственной связи и информации
- войска правительственной связи
- части радиоразведки
- инженерно - строительные части
Командующим войсками Федерального агентства является генеральный директор.
Агентство
национальной безопасности США
Агентство
национальной безопасности (АНБ) США - английская аббревиатура NSA. Иногда
расшифровывается как Агентство, которого не существует (No Such Agency).
Было создано в ноябре 1952 года по распоряжению президента Трумэна. В справочнике
«Правительственные учреждения США», опубликованном в 1957 году, АНБ представлено
как государственное ведомство, осуществляющее «в высшей степени специализированные
технические и координационные функции, связанные с национальной безопасностью».
Штаб-квартира АНБ располагается в Форт-Миде, на полпути между Вашингтоном
и Балтимором на автомобильной трассе N 295. Территория - 650 акров. Форд-Мид
способен полностью обеспечивать все свои жизненные функции. Там имеются собственные
электростанция, телевизионная сеть, полиция, три библиотеки, десятки кафетериев,
буфетов, баров, различных объектов социальной сферы, включая даже детский
сад на 300 детей.
Операционный комплекс из четных зданий - штаб-квартира и сердцевина всей системы
АНБ. Два стеклянных здания этого комплекса, построенные в 1984 и 1986 гг.,
одеты в медную сетку для защиты от радиоэлектронной разведки противника. Для
обработки информации в АНБ создан столь мощный компьютерный центр, что только
годовой счет агентства за электроэнергию составил в прошлом году 21 млн. долл.
Задачи:
- Радиоперехват
- Электронная разведка
- Защита правительственной информации
- Криптография
В Форт-Миде на постоянной основе работают около 20 тысяч человек, еще больше,
главным образом военнослужащих США, числятся на многочисленных подслушивающих
постах в разных уголках земного шара.
Основными получателями информации от АНБ выступают: Белый дом, Совет национальной
безопасности, госдепартамент, ЦРУ, Пентагон, ФБР, министерство торговли, агентство
по борьбе с распространением наркотиков, министерство финансов.
Первоочередной задачей АНБ являлось предупреждение о возможности нападения
на США. Срок получения информации не должен был превышать сорока восьми часов.
Агентство выполняет заказы различных правительственных учреждений США - ФБР,
Пентагона, ЦРУ и других, составляющих списки объектов, наблюдение за которыми
с помощью технических средств АНБ обеспечивает национальную безопасность США.
Например, в 60-е годы агентство активно сотрудничало с ФБР, проводя прослушивание
переговоров и перехват переписки американских граждан, связанных с Кубой и
деятельностью американской мафии. По запросу ЦРУ агентство проводило также
анализ открытых публикаций в СССР: печатных работ советских ученых, официальных
правительственных документов, руководств по эксплуатации машин и приборов.
Взаимодействие с ЦРУ
Еще до создания АНБ Центральное разведывательное управление США, благодаря
соглашениям с руководством крупных частных фирм и телекоммуникационных компаний,
получало необходимый доступ ко всем американским каналам связи как различных
фирм икорпораций, так и частных лиц. Помимо руководства своим ведомством директор
ЦРУ координировал работу всех подразделений и служб, занимающихся получением
информации с помощью специальных технических средств. Одной из основных обязанностей
управления изначально стало оказание содействия АНБ во вскрытии иностранных
шифров. С этой целью в распоряжение зарубежных резидентур ЦРУ передавались
особые группы специалистов АНБ, осуществлявшие поиск радиочастот, на которых
иностранные посольства поддерживали связь. Перехваченные радиодепеши пересылались
в штаб-квартиру агентства для дешифрования. Также в составе оперативного управления
ЦРУ, занимавшегося сбором информации, функционировал так называемый Отдел
«Д». Вего задачи входила помощь АНБ при планировании и проведении операций,
направленных на вербовку шифровальщиков или негласную установку технических
средств, которые позволяли дешифровать перехваченные сообщения.
Взаимодействие с ФБР
В 1970 году директор АНБ Гейлер в частном порядке признался, что немалая доля успехов агентства была достигнута с помощью сбора и экспертной оценки данных, полученных на основе воровства шифров. Однако в полной мере извлечь пользу от несанкционированного доступа к иностранным шифрам АНБ мешал ряд обстоятельств. В первую очередь - отказ ФБР от дальнейшего взаимодействия с агентством для получения шифров «нелегальными» методами. Шеф ФБР Гувер осудил незаконное вторжение на территорию зарубежных посольств, проинформировав руководство АНБ о том, что будет сотрудничать только на основании прямой директивы президента. Никсон, ставший президентом в конце 60-х годов, предложил руководителям американских разведывательных служб образовать специальный комитет во главе с Гувером и пересмотреть методы исредства обеспечения безопасности страны в плане усиления их эффективности. Результатом работы комитета стал доклад президенту 17 июня 1969 года.
До этого момента в соответствии с решением Национального совета безопасности США сбор шпионских данных должен был осуществляться исключительно за рубежом. Специальными операциями внутри страны можно было заниматься только по письменному распоряжению президента. Отсюда следовал запрет на перехват сообщений, которыми обменивались между собой американские граждане, а также на несанкционированное прослушивание внутренних каналов связи США. Тогда у АНБ появилась возможность получить официальное одобрение со стороны президента и на законной основе приступить к перехвату сообщений по внутренним линиям связи США. Только 27 апреля 1971 года АНБ одержало тактическую победу надФБР. Отказ Гувера установить по запросу ЦРУ подслушивающие устройства в посольстве Южного Вьетнама в Вашингтоне был отменен генеральным прокурором США.
Развитие специальных радиотехнических средств в 60-е и 70-е годы привело к несоответствию между законодательством США и деятельностью агентства. Почти четверть века функционирование АНБ признавалось настолько секретным, что выносить его на обсуждение другими госучреждениями считалось невозможным. Однако частично эта деятельность осуществлялась в пределах самих США и в силу этого не могла оставаться вне контроля. В 1976 году для восполнения образовавшегося законодательного пробела на рассмотрение американского конгресса был вынесен проект закона о подслушивании с помощью технических средств. В 1978 году при президенте Картере этот проект стал действующим законом. В конце 70-х годов начал функционировать секретный федеральный суд. Он представлял собой форму компромисса между теми, кто придерживался мнения, что АНБ и ФБР должны были подчиняться нормам, регулировавшим получение ордеров на проведение специальных форм расследования (обыск, подслушивание и т. п.), и теми, кто полагал, что не должно быть ограничений в деятельности спецслужб против других государств. Основная задача этого суда состояла в том, чтобы провести границу между разведывательными акциями в отношении зарубежных стран и контролем за американскими гражданами. В 1981 году права агентства были существенно расширены. Во-первых, право разрешать доступ в здания зарубежных посольств в США от президента перешло к генеральному прокурору. Во-вторых, АНБ могло теперь оказывать помощь ФБР при вскрытии шифров, которыми пользовались преступники, переписываясь между собой.